Товары из Европы





Главная Новости

Часть вторая. Магнитола или все же головное устройство?

Опубликовано: 28.09.2018

видео Часть вторая. Магнитола или все же головное устройство?

ЖЕЛЕЙНЫЙ МЕДВЕДЬ ВАЛЕРА ЛУЧШЕЕ ЧАСТЬ 2

Аудиосистема в этих случаях, понятное дело, совсем не раскрывает свой потенциал, а работает как китайский приемник с рынка за 200 рублей. А между тем, достаточно ведь совсем небольших манипуляций, чтобы вывести звучание на новый качественный уровень. Так что в этот раз разберемся что и как регулируется в головных устройствах и какая регулировка за что отвечает. Речь не о том, как можно усовершенствовать существующее, речь о том, чтобы грамотно использовать все возможности, которые уже заложены в головное устройство. Можно, конечно, использовать „метод научного тыка" и незамедлительно начинать крутить, прибавлять, убавлять, отключать или включать, но лучше все же представлять себе, что при этом происходит с электрическим сигналом, поступающим на динамики, и как это в конечном итоге влияет на звучание.



Этим и займемся. На регулировке баланса и фейдере особо останавливаться нет смысла. С помощью первой устанавливается баланс громкости между правыми и левыми динамиками, а фейдер регулирует громкость задних динамиков относительно передних (или наоборот, кому как нравится). В этом нет ничего интересного, лучше рассмотрим настройки, которые действительно могут изменить звучание. Начнем с простого.


ОТНЯЛИ СВОЮ ЖЕ МАШИНУ У БАНДИТОВ! часть 2

Регулятор тембра или эквалайзер?

Каждый человек обладает своими музыкальными предпочтениями и понятиями о том, что такое хорошее звучание. „Хорошее звучание" лично для вас — это то, которое вам нравится. И как раз для того, чтобы была возможность его скорректировать под свои предпочтения (хотя, в общем-то, не только для этого, а еще и для того, чтобы скомпенсировать дрянные акустические свойства салона автомобиля, далеко не самое идеальное расположение динамиков по салону и тому подобные вещи), головные устройства оснащаются темброблоками и эквалайзерами . Начнем по порядку. В простейшем случае в головном устройстве обычно предусматривается регулятор тембра. Он то как раз и позволяет в определенной степени подстроить звучание под разные вкусы: поддать или убавить басу, сделать звучание чуть позвонче или поглуше. Что делает регулятор тембра? Если коротко, то он позволяет усиливать или ослаблять отдельные области частот. Например, с помощью двухполосного регулятора тембра можно усилить или наоборот, ослабить верхние и нижние частоты (производить регулировку в двух полосах). Если к этому добавить еще и такую же регулировку по средним частотам, это уже будет называться трехполосным регулятором тембра (регулировка уровня сигнала в трех частотных полосах — низкие, средние и высокие частоты). Регуляторы тембра и эквалайзеры призваны акцентировать или наоборот приглушить ту или иную область частот для получения желаемого характера звучания (если выражаться по-умному, то скорректировать амплитудно-частотную характеристику). Если не совсем понятно, то на практике это означает примерно следующее: если хотим поддать баску, то прибавляем низкие частоты, хотим, чтобы верха цыкали позвонче — задираем, соответственно, верхние.


Eminem x Sway - The Kamikaze Interview (Part 2)

Точно таким же образом можно сделать звучание поярче или наоборот, поприглушеннее с помощью регулировки на средних частотах (понятно, если имеем 3-полосный регулятор тембра). Все просто, главное знать чувство меры. Для обычного рядового пользователя такого регулятора бывает, как правило, уже достаточно, однако более продвинутые устройства могут иметь регулировку и по большему количеству полос, и это будут уже не регуляторы тембра, а эквалайзеры. Они позволяют скорректировать звучание более гибко, нежели простые темброблоки , но их суть остается той же самой — усилить или ослабить в сигнале некоторые частоты, а вернее, частотные области, полосы. Каждый такой частотный диапазон имеет центральную частоту. Например, когда говорят, что нужно „добавить эквалайзером 63 Гц, то это означает, что эквалайзер усилит некую полосу частот около 63 Гц. Эквалайзеры делятся на два типа — графические и параметрические. Графический эквалайзер позволяет усиливать или приглушать в сигнале определенные фиксированные частотные полосы. то есть каждая такая полоса имеет фиксированную центральную частоту и ширину. По количеству полос эквалайзеры могут быть, скажем, 5-, 7-полосными и т.д. Самые продвинутые графические эквалайзеры, которые можно встретить в автомобильной технике есть ширина каждой частотной полосы регулирования составляет треть октавы, всего получается аж 32 полосы.

Это вам уже не просто поддать баску, это мощное средство настройки для продвинутых систем, которое позволяет вылизать даже мельчайшие нюансы АЧХ . Тонко настраивать такой эквалайзер на слух — дело в большинстве случаев бесполезное, тут уже понадобится прибор для измерения АЧХ . Параметрический эквалайзер работает несколько иначе. В отличие от графического, он позволяет выбирать центральные частоты полос, которые нужно усилить или ослабить. Вдобавок, можно выбрать еще и ширину этой частотной полосы. Эта ширина характеризуется параметром добротности и обозначается символом Q. Например, если мы захотим усилить область частот в районе 1 кГц, и сначала выставим Q равным, скажем, 1, а потом 0,5, то в первом случае мы усилим только узкую область частот (полосу) около 1 кГц, а во втором случае — поднимем на АЧХ более широкий участок.

Параметрические эквалайзеры, кстати, тоже могут иметь несколько полос — они могут быть 3-, 5-полосные и т.д. То есть ими можно корректировать сразу несколько участков на АЧХ, соответственно, 3, 5 и т.д. Эквалайзеры и регуляторы тембра, которые часто содержатся в относительно недорогих головных устройствах и многих головах среднего класса, могут иметь несколько заранее предустановленных вариантов коррекции АЧХ. Их часто называют в соответствии с музыкальными стилями, для которых, как считают разработчики, соответ-ствующие варианты подходят лучше всего — rock, jazz, vocal и т.п. Нет желания настраивать? Можно просто перебрать эти пресеты и остановиться на понравившемся.

Что делает тонкомпенсация ?

Наш слух — штука тонкая, мы имеем особенность слышать разные частотные диапазоны на разной громкости неодинаково. Проведите такой эксперимент. Включите хорошо знакомую вам запись на среднем уровне громкости. Теперь уменьшайте громкость, и вы заметите, что в первую очередь перестанете различать низкие и высокие частоты, в то время как средние будут еще слышны. Чтобы этого не происходило и было комфортно слушать музыку даже на малой громкости (а в большинстве случаев мы слушаем ее именно так. в фоновом режиме), как раз и нужен режим тонкомпенсации (loudness). Как же он работает? Сейчас разберемся. Задача регулятора громкости — увеличивать или уменьшать уровень сигнала. При этом он одинаково прибавляет или убавляет сразу весь звуковой диапазон. Теперь представьте, что мы начинаем уменьшать громкость. Если тонкомпенсация выключена, то за счет особенностей нашего слуха мы перестанем в первую очередь слышать басы и верха.

С помощью тонкомпенсации можно обмануть наш слух, и сделать звучание комфортным даже на маленькой громкости.

А что если мы будем убавлять уровень сигнала, но при этом средние частоты будут убывать быстрее, чем нижние и верхние? Вот именно так и происходит при включении режима тонкомпенсации. В итоге на слух мы будем воспри¬нимать звучание как равномерное во всем частотном диапазоне хоть на среднем уровне громкости, хоть почти на самом минимальном. И даже когда музыка будет играть едва слышно, мы все равно будем хорошо слышать и бас, и верхние частоты. Вот такая полезная фишка.

Улучшайзеры звука: хорошо или плохо?

Регулировка тембра или эквалайзер, тонкомпенсация — эти регулировки можно смело причислить к основным, которые есть в большинстве головных устройств (дорогие high-end аппараты в расчет не берем, там минимум вмешательства в сигнал считается более предпочтительным). Однако многие производители идут дальше, и предлагают собственные дополнительные возможности обработки звука. Это различные расширители динамического диапазона, восстановители звучания и прочие подобные фичи, причем каждый производитель использует свой алгоритм обработки сигнала и, соответственно, называет его по-своему: Media Xpander, Digaital Music Plus. ASR, Supreme и т. д. Зачем они нужны? Тут есть два момента. Во-первых, шум. Автомобиль — это не шоу-рум для прослушивания high-end систем в идеальной тишине, в машине живет множество звуков. Это и шум от мотора, и гул от покрышек, и вибрации панелей кузова. Добавьте сюда же уличный шум и получите замечательный звуковой коктейль, который будет запросто маскировать в музыке, льющейся из динамиков, большинство тихих звуков. С таким фоном даже самая любимая песня окажется не в радость. В этих случаях как раз и должны, по идее, помочь предлагаемые „улучшайзеры".

Их задача — коррекцией АЧХ, различными фазовыми и динамическими преобразованиями и тому подобными выкрутасами сделать звучание более разборчивым в подобных шумовых условиях. Другая цель подобных обработок — сжатые аудиоформаты, ведь в них сжатие происходит как раз за счет потери части музыкальной информации. Вы же наверняка замечали, что МРЗ-файлы звучат несколько грубее, чем на CD-оригинале? И чем ниже битрейт, тем сильнее эта разница заметна. Так что если ваша музыкальная коллекция большей частью состоит из МРЗ-файлов, то наличие подобных функций может стать неплохим дополнением, освежающим звучание. Казалось бы, одни плюсы. Но в этом деле, к сожалению, не все так однозначно.

Если, к примеру, говорить об обычных, несжатых форматах, скажем, о классическом CD, то для него такие „улучшайзеры" звука, как это ни парадоксально, могут оказаться только во вред. Действительно, включая их, мы тем самым подвергаем оригинальное звучание разного рода дополнительным динамическим преобразованиям, искривлениям АЧХ и всякого рода фазовым вывертам. В автомобиле с его акустически неприспособленным салоном и кучей других сложностей нужно наоборот, стремиться к тому, чтобы нивелировать все эти недостатки и сохранить оригинальное звучание, а тут, получается, мы его еще больше кривим. Так что однозначного ответа на вопрос хорошо это или плохо, в общем-то, не существует, и ориентиро-ваться можно в каждом конкретном случае только на собственные уши.

Зачем нужен звуковой процессор?

На самом деле мы уже довольно подробно объяснили назначение звукового процессора не-многим ранее, в статье „ Что к чему подключать? ", когда рассматривали принципы построения аудиосистем. Это действительно очень мощное средство настройки, которое часто позволяет вытянуть звучание, даже если динамики установлены не самым оптимальным образом (а в автомобиле, в общем, по-другому и не бывает). Напомним вкратце о назначении звукового процессора, который может быть встроенным в головное устройство или быть выполненным в виде отдельного девайса.

В автомобиле одни динамики получаются ближе к слушателям, другие — дальше. В идеале расстояния должны быть одинаковыми, соответственно, звуковая волна от правого и левого должна доходить до слушателя одновременно. Когда же расстояния разные, то звуковые волны от левого и правого будут приходить, понятное дело, не одновременно — сначала от ближнего динамика, потом от дальнего. Вроде бы мелочь, но особенность нашего слуха такова, что в самом информативном для нас среднечастотном диапазоне мозг определяет направление на источник звука именно по этой разнице. И она то как раз и приводит к тому, что вместо ровной и приятной стереопанорамы, мы будем слышать основную часть звука из ближайших динамиков, а какие-то отдельные отзвуки будут летать по всему салону. Задача звукового процессора — задержать сигнал в отдельных каналах на доли секунды. Регулируя время задержки, можно добиться того, что звуковые волны от всех динамиков будут доходить до наших ушей одновременно, т.е. виртуально расстояния до них окажутся как бы равными. Конечно, это решение эгоистично, поскольку виртуально выставить динамики на равное расстояние можно только относительно одного слушателя.

Чаще всего им становится водитель. Самый простейший способ настройки — измерить рулеткой расстояния отточки прослушивания {за точку отсчета можно взять подголовник водительского сиденья) до динамиков, потом прикинуть, насколько нужно задержать сигнал в том или ином канале и задать эти значения в процессоре. В некоторых моделях (как, скажем, в Clarion HX-D2) значения вводятся в сантиметрах (расстояние до динамиков), а а некоторых может вводиться время задержки в том или ином канале (скажем, в миллисекундах). При необходимости, вычислить необходимое время задержки в зависимости от расстояния можно по простой формуле:

t = s/33, где t — время в миллисекундах, s — расстояние в сантиметрах.

После такой первичной настройки можно оценить результат на слух, и, возможно, слегка его подкорректировать, ориентируясь уже на собственные уши.

Звуковые процессоры не обязательно настраивать вручную. Некоторые аппараты могут сделать все сами, автоматически. Для этого в их составе идет калибровочный микрофон.

 

Корректируем изображение

Все, о чем мы только что говорили, — это настройки звука. А как же видео в мультимедийных системах? Если, скажем, в любом домашнем телевизоре можно подстроить яркость, цветность, контрастность изображения, то для автомобильного монитора такая коррекция тем более актуальна. Например, если вы захотите посмотреть фильм в яркий солнечный день, то скорее всего яркость придется прибавить. А, скажем, вечером она может оказаться уже избыточной, и ее неплохо было бы наоборот, убавить. Впрочем, тут нужно сделать одну важную оговорку.

Дело в том, что слово „яркость" может трактоваться неоднозначно. Любой ЖК-монитор представляет собой полупрозрачную жидкокристаллическую матрицу, на которой, собственно, формируется изображение, и эта матрица подсвечивается сзади источником света, Так вот, яркость может пониматься, во-первых, как свойство самого изображения, то есть когда сам видеосигнал подвергается обработке, а во-вторых, как уровень яркости подсветки ЖК-матрицы. Во втором случае видеосигнал, естественно, не затрагивается. К сожалению, не всегда бывает с ходу понятно, что именно регулируется в том или ином аппарате. Например, если видеоисточник (скажем, DVD-ресивер) и монитор — отдельные устройства, то регулировка яркости на источнике, понятное дело, меняет сам видеосигнал, который передается на монитор. А вот если яркость регулируется в мониторе, то тут может как сам видеосигнал обрабатываться, так и изменяться уровень подсветки ЖК-матрицы — это уже зависит от модели.

В аппа¬ратах с собственным встроенным монитором тоже не всегда сразу понятно, что именно делает эта регулировка. Почему так важно различать эти два способа? Поясним на примере. Предположим, вы регулируете яркость на источнике, то есть источник корректирует сам видео-сигнал. Фактически, этим самым вы меняете в изображении уровень черного. Попробуйте поставить фильм или какой-нибудь клип с контрастным изображением. Прибавляйте яркость, и вы заметите, что изображение как бы выцветает, выстирывается. Теперь убавляйте ее до тех пор, пока черные участки изображения не станут действительно черными, а несерыми, но при этом мелкие детали на темных участках еще будут хорошо различимы. а не сольются в одно темное пятно. Теперь начинайте изменять контрастность. Этим, в общем случае, вы регулируете на изображении уровень белого.

Выставьте такое значение контрастности, чтобы детали на светлых участках изображения с одной стороны не выглядели грязно-серыми, а с другой — не сливались бы в белые плоские облачка. Теперь снова обратите внимание на темные участки и, при необходимо¬сти, снова вернитесь к регулировке яркости.

Чтобы мультимедийная система принесла удовольствие, при настройке монитора даже к простейшим регулировкам яркости и контраста нужно отнестись с вниманием.

И вот так, постепенными приближениями, можно выставить такие значения яркости и контрастности, чтобы на изображении были видны все детали (как на самых светлых, так и на самых темных участках}. Заметьте, наиболее качественная картинка получается только при одном возможном сочетании этих параметров. Именно поэтому их лучше настроить лишь один раз, а впоследствии оперировать не яркостью изображения, а только яркостью подсветки ЖК-экрана.

К сожалению, такая возможность раздельной регулировки есть далеко не во всех мониторах, так что, как говорится, „за неимением кухарки..." придется пользоваться теми настройками, которые имеются. Остальные настройки для систем начального и среднего уровня можно считать, пожалуй, уже факультативными. Но если вы делаете ставку на высокое качество, то более широкие возможности скорректировать изображение могут оказаться тоже весьма кстати.

К сожалению, даже многие продвинутые автомобильные головные устройства не могут похвастать таким же богатством настроек,что и домашние телевизоры. Но необходимый минимум, как правило, все же присутствует.

Не секрет, что многие мониторы грешат неидеальной цветопередачей. То цвета слишком уж ядовиты, то наоборот, все тусклое и блеклое. Ситуацию можно подправить, если есть настройка насыщенности (может иногда обзываться как цветность, color, saturation). А вот если смещена общая цветовая гамма (что, кстати, особенно заметно по лицам — они могут быть либо обморочно-бледными, либо красными, будто все только что из бани вышли}, то тут поможет настройка оттенка (в англоязычных меню это что-то вроде tint или hue). Сюда же, пожалуй, можно отнести настройку „цветовая температура", которая обычно приводится в единицах Кельвинах: меньше значение — цвета более теплые, значение выше — цвета более холодные, приобретают голубоватый оттенок.

Как у ксеноновых ламп : 4300 К, 5000 К, 6500 К или что-то вроде этого. Иногда в мультимедийных аппаратах можно встретить настройку sharpness, которая отвечает за резкость, детализацию изображения. Поскольку разрешение экрана, как правило, не очень высокое, она может стать довольно существенным инструментом, позволяющим сделать изображение более комфортным. Тут общих рекомендаций нет, повышая резкость, мы, с одной стороны, получаем возможность видеть больше деталей в изображении, но с другой стороны из-за невысокого разрешения экрана становится слишком заметной „пиксельность": плавные линии становятся ступенчатыми и к тому же появляются ненужные шумы на изображении. Понижая резкость, мы хоть и теряем мелкие детали и слегка затуманиваем картинку, но тем самым сглаживаем шероховатости и делаем изображение более мягким, Так что в этой настройке, если она есть, тоже важно найти золотую середину: компенсировать невысокое разрешение смягчением картинки, но при этом не размыть ее сверх меры.

Карта
rss